mgsupgs: (Default)
[personal profile] mgsupgs


Продолжу-ка я свой сериал о наших соотечественниках оставивших след в развитии американской авиации.
.Итак сегодня речь пойдет еще об одном русско-американском летчике.
Кстати отмечу один занимательный момент - инженере-строителе во втором колене.
Итак
Борис Васильевич Сергиевский - признанный АС первой мировой - 11 сбитых,
конструктор и  шеф-пилот у Сикорского, шеф пилот и вице-президент  у Ботезата, 18 мировых рекордов.


Первые два выпуска тут и тут.



Борис Васильевич Сергиевский родился в Царском Селе под Санкт-Петербургом 7 (20) февраля 1888 г. Предки его - военные, только отец, Василий Сергиевский, имел гражданскую специальность инженера-строителя. Мать (девичья фамилия - Томашевская) окончила Смольный институт благородных девиц. Вскоре после рождения сына семья переехала в Одессу. Борис закончил Одесское реальное училище. Затем поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. С детства увлекался спортом - плаваньем, коньками, велосипедными гонками. Последнему виду он обязан знакомством со знаменитым велогонщиком Сергеем Уточкиным. Тем самым, что стал одним из первых российских летчиков. "Он первым научил меня летать, и мой интерес к авиации зародился у меня именно под его влиянием", - писал позднее Сергиевский.

Еще одним знаменитым событием вето жизни стало знакомство с Игорем Сикорским, поступившим в Киевский политехнический институт на год позже. "Мы встретились впервые с ним в так называемом авиационном клубе, - вспоминал Сергиевский. - У клуба не было аэропланов, и ни один член его не умел летать, но мы все интересовались авиацией, делали чертежи аэропланов, строили модели и обсуждали полеты авиаторов-пионеров... И. Сикорский уже тогда проявлял склонность к крупным аэропланам с несколькими моторами. Он мыслил до некоторой степени об аэроплане, как о настоящем летучем корабле - он называл его "летучим грузовиком", причем главной целью его проектов была надежность самолета. Я же больше интересовался самим искусством полета, и моей мечтой был маленький одноместный, индивидуальный аэроплан..."

В институте Сергиевский научился летать. Уточкин уже после трех учебных полетов разрешил ученику подняться в небо самостоятельно на "фармане". Это случилось 3 (16) марта 1912 г. В том же году, отбывая воинскую повинность, Б. Сергиевский сдал экзамен на прапорщика запаса. После защиты в 1913 году институтского диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии для него не хватило и, демобилизовавшись, Сергиевский стал работать в Киеве инженером-мостостроителем.



С началом Первой мировой войны Б. Сергиевский был призван в армию в 125-й Курский пехотный полк. В одном из боёв, несмотря на полученное ранение, принял командование ротой, за что был произведён в поручики. Часть, в которой он воевал, сражалась против Австро-Венгерских войск в Карпатах. Сергиевского наградили орденом Святого Георгия — высшей военной наградой в Русской Армии. В марте 1915 года он был ранен шрапнелью в голову и ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на фронт.



В начале 1916 года была объявлена запись добровольцев в авиацию. Сергиевский сразу же подал прошение. После непродолжительной службы офицером-наблюдателем на самолёте «Вуазен» Бориса откомандировали в Севастопольскую военную авиационную школу для обучения на различных типах боевых машин. Сдав весной 1917 года экзамен на военного лётчика, Сергиевский поступил во 2-й истребительный авиаотряд, организатором и первым командиром которого стал выдающийся русский лётчик Е. Н. Крутень. На вооружении отряда состояли французские истребители «Ньюпор» с ротативным двигателем (звездообразным двигателем воздушного охлаждения) «Рон».

Сергиевский оказался превосходным лётчиком-истребителем. Он разработал собственную тактику ведения воздушного боя с двухместными машинами противника. Она заключалась в том, чтобы сближаться с неприятелем на встречных курсах, находясь выше него, затем выполнять быструю «бочку» и атаковать снизу сзади с близкой дистанции.






Тем не менее он был. Во время войны Борис Васильевич лично сбил 11 германских аэропланов и 3 наблюдательных аэростата. Последние, кстати, считались среди летчиков Великой войны даже более почетным трофеем, так как корректировщики охранялись зенитной артиллерией. Атаковать такую цель всегда было серьезным риском. То есть всего с весны по ноябрь 1917-го он провел 55 боев и одержал 14 побед.

В 1918 Ревком издал приказ о прекращении боевых действий. Только немцы плевать хотели на распоряжения ревкома. Их разведчики продолжали спокойно летать над нашей территорией. Сергиевский, наивно полагая, что речь может идти только о равных условиях для всех, не выдержал, взлетел и сбил немецкий разведчик. За это его арестовали и приговорили к расстрелу. Скажите, что оставалось делать таким как Сергиевский, как не бежать к белым? Добравшись до Киева, который тогда еще не находился под властью большевиков, он вступил в отряд белогвардейской авиации, летал в разведывательные полеты.

Когда  Киев был захвачен войсками генерала Петлюры, поддерживаемого украинскими социалистами, все бывшие офицеры царской армии (около 2000 человек), в том числе Б.В.Сергиевский, были разоружены и заперты в одном из муниципальных зданий в центре города. Судьбу их должен был решить революционный трибунал. Но одна из фракций украинских большевиков решила упростить задачу и уничтожить всех офицеров без разбора, взорвав здание, где они находились. К счастью, динамит заложили неправильно и рухнула только одна из стен дома. Уцелевшие после взрыва офицеры бежали через образовавшийся проем. Среди них был и Борис Сергиевский.

После короткого участия в гражданской войне на стороне белых, Сергиевский попадает в Берлин, где обращается в союзную миссию с просьбой зачислить в Королевские ВВС. Такими летчиками не разбрасываются и наш герой становится инструктором в летной школе с сохранением чина капитана. Вернее в России его только успели представить в штабс-капитаны. Напомню, что когда в русскую армию просился Наполеон, его готовы были принять лишь с понижением на один чин.



Однако когда Родине плохо русский человек не может чувствовать себя непричастным. Комфортную жизнь в Англии и хорошую должность Борис Васильевич меняет на очередную войну и возвращается в Россию, где сражается в армиях Юденича и Врангеля. Во время этой войны русские летчики-истребители сбитые самолеты противника победами не считают и счет им не ведут. Поэтому об успехах нашего героя ничего неизвестно, знаем только, что он командовал эскадрильей.

После окончания гражданской войны Сергиевский попадает в Польшу. Это были тяжелые времена. Зарабатывать приходилось, например, исполнением оперных арий, благо образование у русских офицеров было неплохое, да и талант присутствовал.

Если Вы думаете, что наше повествование подходит к концу, то должен сообщить, что оно еще, считай, и не начиналось. В 1923 году Сергиевский эмигрирует в США. Борис устроился рабочим на строительстве подземки. И вдруг узнал, что его бывший знакомый по институту И. Сикорский основал в Лонг Айленде собственную самолетостроительную компанию. Тогда Борис предложил ему свои услуги летчика-испытателя. Однако Сикорский только начинал свою деятельность. Тем не менее, принял студенческого товарища на фирму в качестве конструктора и инженера-расчетчика. (Сам Игорь Иванович так и не закончил Киевский политехнический институт, фирма очень нуждалась именно в квалифицированном инженере.) Когда Сикорский в 1925 1926 IT. строил трехмоторный самолет S-35, на котором предполагалось осуществить беспосадочный перелет из США во Францию, Сергиевский выполнил весь инженерный расчет этого аппарата.



К сожалению, испытать самолет ему не удалось, и это, возможно, сыграло роковую роль в судьбе этой машины. 26 сентября 1926 г. французский пилот Р. Фонк, не имевший опыта эксплуатации больших машин, потерпел катастрофу на взлете: погибли два члена экипажа.



В 1926 г. по заказу "Стандарт Ойл Компани" был изготовлен одномоторный гидросамолет S-32 для обслуживания работ по добыче нефти в Колумбии. По условиям договора, фирма Сикорского обязывалась не только построить машину, но и обеспечить опытным пилотом. Выбор пал на Сергиевского. В Колумбии он провел два года. За это время налетал на S-32 около 70 тысяч километров, доставляя рабочим на нефтепроводе продукты и деньги.



В 1928-м Сергиевский вернулся на фирму Сикорского в должности главного летчика- испытателя. С этого времени все машины строились при его участии - он был здесь единственным летчиком. Его, инженера, рекомендации имели большую ценность при создании и доводке новых самолетов.

Плакат о Б.Сергиевском.

За период до 1937-го Сергиевский установил на самолетах-амфибиях и "летающих лодках" с маркой "S" 18 рекордов скорости и высоты: четыре в 1930- м на амфибии S-38, девять в 1934-м на четырехмоторной "лодке" S-42 и четыре в 1936-м на самолете-амфибии S-43. Два экземпляра последних купил СССР для трасс Севморпути. В 1931 г. Принц Уэлльский приобрел S-38 для полетов над Южной Америкой. Сергиевский перегнал машину своим ходом по неизведанному тогда маршруту из Нью-Йорка в Сантьяго.



Дальность пере- лета составила более 17 тысяч километров. Еще одна необычная страница в его биографии - участие в экспедиции американского писателя и фотографа Мартина Джонсона по Африке в 1934-м на самолетах Сикорского S-38. Экспедиция Джонсона пересекла весь африканский континент с юга на север. Почти месяц в пути. И самолеты, и шеф- пилот Сергиевский с успехом выдержали трудный и опасный маршрут.



К концу 1930-х годов Сергиевский имел налет около 9000 часов на всех типах машин. Он считался одним из самых опытных испытателей в США. В 1938-м "летающие лодки" из-за присущих им аэродинамических недостатков перестали пользоваться спросом, и встал вопрос о закрытии "Сикорский Эркрафт Корпорейшен".



Тогда же другой русский эмигрант, бывший профессор Петербургского политехнического института Г. А. Ботезат основал в США вертолетостроителъную фирму "Геликоптер Корпорейшн оф Америка". Он предложил Сергиевскому должность вице-призидента и летчика-испытателя. Борис Васильевич принял это предложение. Еще в начале 1920-х годов Ботезат по контракту с американским военным руководством построил первый в США вертолет. Это был аппарат больших размеров с четырьмя крестообразно расположенными несущими винтами. При испытаниях в 1922-1923 гг. он неоднократно поднимался в воздух. Однажды совершил полет, имея на борту 4 человека. Однако из-за опасности опрокидывания аппарата в случае поломки привода к одному из винтов и механической трансмиссии дальнейшее финансирование проекта прекратили.



Новый вертолет Ботезата, спроектированный им в 1930-е годы, имел соосное расположение несущих винтов. Двигатель установили между винтами. Указанные особенности позволили сделать кон- струкцию более компактной и жесткой, упростить механизм трансмисии и избежать нарушения аппарата при поломках в приводах к винтам. Ботезат увлек Сергиевского перспективами применения вертолетов, и тот с увлечением взялся за новое для него дело. Помогал конструктору в создании экспериментального образца и после того, как тот был готов, приступил к его испытаниям. Вертолет представлял собой установленную на колеса ферму, внутри которой находился летчик. Двигатель и винты были расположены сверху, над его головой. Вес конструкции составлял всего 270 кг.



При первых пробах вертолет прикрепляли к земле тросами, ограничивавшими высоту подъема и предохранявшими машину от опрокидывания. Приобретя необходимый навык, Сергиевский и Ботезат рискнули перейти к испытаниям в свободном полете. Они проводились на аэродроме Рузвельта в Лонг-Айленде. В течение нескольких месяцев Борис Васильевич выполнил множество подобных подъемов в воздух. Точнее сказать, это были "подпрыгивания", ради безопасности высота не превышала полутора метров.

scan0003

Смерть Ботезата в 1940-м нарушила ход работ и отрицательно сказалась на их результатах. Новый вариант соосного вертолета с закрытой кабиной и более мощным двигателем, построенный в начале 1940-х, оказался неустойчивым. Во время одного из полетов он потерял равновесие и упал на землю. К счастью, это произошло на малой высоте, Сергиевский не пострадал.



В 1935 году Сергиевский в последний, третий раз женился - на дочери миллионера Г. Б. Хохчайлд, от которой у него родилась дочь. В имении жены под Нью - Йорком он прожил всю оставшуюся жизнь. Принадлежавшие ему и жене большие средства Сергиевский использовал для поддержки различных начинаний русских эмигрантов.  Вскоре, после смерти Ботезата в 1940 году, фирма прекратила своё существование, а Сергиевский в годы Второй Мировой войны служил техническим советником 8-й и 9-й Американских Воздушных армий.



В послевоенные годы Сергиевский некоторое время летал на чартерных линиях, руководил лётной школой на Лонг - Айленде, а также занимался большой общественной деятельностью, возглавлял и принимал участие во многих русских обществах и культурных мероприятиях. Он был бессменным председателем Общества бывших русских лётчиков в США и почётным председателем всех объединений русских лётчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо - русским союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других. Борис Васильевич дожил до 1971 года, причем до глубокой старости летал.



Источники:

http://www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/pilot/sergiev.html
http://airaces.narod.ru/ww1/sergyevs.htm
http://nngan.livejournal.com/212846.html
http://oldadmiral.livejournal.com/28836.html
http://eaavintage.org/october-mystery-answer/



This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

February 2015

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 07:31 am
Powered by Dreamwidth Studios