mgsupgs: (Default)
[personal profile] mgsupgs



О современных проблемах московского жилья в исторической перспективе. В форме интервью.
И скартинками. Картинки кликабельны.
 





-К сносу в современной Москве «приговаривают» десятки очень крепких на вид домов. Насколько это обоснованно?

Вообще-то о каждом доме стоило бы говорить отдельно – дом индивидуален, как индивидуален каждый человек. Но если говорить в общем, то эти дома были крепкими сто лет назад. Они были очень крепкими. Они простояли сто лет; они выдержали революцию, войну и все те издевательства, которые над ними сейчас делают. Но сейчас большинство из них требуют, как минимум, капитального ремонта.

Сто лет для дома — это срок. Это как для человека - «полтинник». Кто-то в 50 лет еще более-менее ничего, а кто-то уже одной ногой в могиле — и многие вообще уже померли. Как это ни печально.

Приходится признать, что в ужасном состоянии сейчас находятся многие доходные дома постройки начала 20-го века. Дело даже не в том, что они помногу лет не видели ремонта — дело в отсутствии реальных хозяев. В советские времена в старых домах, по большей части, были коммуналки — а это для дома куда страшнее, чем просто государственные квартиры.

Да и не только в советские времена, но и сейчас — мне кажется, что решение о бесплатной приватизации  вообще было фатальной ошибкой . В результате этой приватизации люди, жившие, например, в ЖСК — а эти дома традиционно выглядели и выглядят куда более ухоженными, чем муниципальные — оказались уравненными в статусе со всеми остальными. В результате, поскольку квартиры в муниципальных домах стали покупаться и продаваться, сложилась ситуация, когда в одном и том же подъезде есть и собственники, приобретшие квартиры за деньги, и очередники, живущие по соцнайму, и много кто еще.

Вот если бы, например, вместо приватизации квартир гражданам СССР компенсировали бы в полном объеме их сбережения  в виде жилищных ваучеров и предложили приобретать на них жилье —  подобного дикого положения не случилось бы.





 - Мы говорим о домах, которые были построены до революции. А как с памятниками московского конструктивизма, со «сталинками»?

- В 20-е годы всё строилось из "говна и палок". Тогда было так: партия сказала — надо в первую очередь строить заводы. А мощности были ограничены. Плюс к тому, сама эпоха гражданской войны сказалась — ведь за 3 года была уничтожена вся промышленность! За исключением нескольких крупных заводов в Москве, Питере и паре других крупных городов... Да и там производство пострадало — инженеры, они ж ведь прислужники капитализма! Поэтому слушать их не надо, наш рабочий своим классовым чутьем сам познает, как станок работает... А станок ломался. И виноваты, конечно, были вредители - инженеры.

Когда всё это прекратили волевым порядком, оказалось, что 70% промышленности на территории РСФСР отправлено к праотцам. А цементные мощности страдают в таких случаях первыми. Там ведь ключевой элемент — наклонные печи. Их перестанешь крутить — все встает колом, и печь глохнет. Так же, как и в металлургии глохнут домны. У металлургов есть понятие «посадить козла», то есть застопорить таким образом печь.

Но доменная печка еще поддается обратному раскочегариванию — ведь, когда садится «козел», его можно нагреть, и он опять расплавится. Вопрос в том, выдержит ли установка такой режим, но если печь сделана хорошо, то выдерживает, и домну удается «раскозлить». А в случае с цементом — внутри образуется спекшийся клинкер - почти бетон. Его грей, не грей — поможет только отбойный молоток.

Так что российские мощности по выпуску цемента оказались «закозлены». А своих мощностей, чтобы выпустить подобное оборудование, у нас не было: все такие агрегаты были немецкие, австрийские и так далее. На фоне того, что нас в мире не любили, печек нам никто не продавал. И вот получилось, что со стройматериалами в стране образовался дефицит. Не из-за нехватки сырья — его-то как раз было в избытке, бери и копай — а из-за того, что не на чем было производить.

Соответственно, цемент стал фондируемым материалом, только для особоважных строек, не для жилья. Я встречал дома постройки 1930-х годов, где при строительстве вместо цемента массово применено «известковое вяжущее» - смесь, от которой как от конструкционной , во всем мире отказались еще на рубеже веков. Использовали только потому, что известковое вяжущее можно было достать, а цемент нет.

То есть — вот такая печальная история. То же самое с выплавкой стали, она упала в 2 раза, и проката не хватало ни на что. Отсюда — дома, построенные на известковом вяжущем, из всякого рода материалов, придуманных «на коленке».

Например, был такой  материал «камышит». Это когда берут форму, набивают в него связку камышовой соломы  и заливают известкой. Получается нечто вроде нынешнего пеноблока на вид. И использовали эту вещь не только для каких-нибудь внутренних перегородок, нет — это попадало, зачастую, и в наружные стены. Съездите на Шаболовку, поглядите, какие там веселые дома, где штукатурка обвалилась...

 


- Помнится, похожее – початки сушеной кукурузы на дверных панелях – было и в хрущевские времена…

Некоторые Хрущевские инновации — это что-то вроде современного Петрика. Какой-то тогдашний «нанотехнолог» - а они бывают при любых режимах, были они даже в нацистской Германии — придумал новое применение для высушенной кукурузы. А на фоне серости руководства... Начальники, и в этом проблема, не умеют отличать наукообразие от науки. Кстати, может быть, и основные кампании по травле ученых происходили не от того, что ученых хотели прищучить, а просто потому, что, когда какой-нибудь очередной Петрик их обманывал, они на всех обижались. Но при Хрущеве было много и очень верных инноваций.
Чего стоит к примеру одна отмена постановления о "Отсутствии морального старения техники при социализме" - это паровозы перестали выпускать... Это кстати 1956, а в 1969 я лично катался на паровозе - ехал в детский лагерь в Анапе...
И одновременно космос.  Неоднозначный был Никита, противоречивый.




 - А сейчас – есть такие же «закидоны» в стройматериалах?

- Таких уж «волшебных» закидонов нет. Сейчас все-таки бетон идет нормальный, несмотря на то, что случаются разные казусы... Но, в принципе, идет нормальный бетон, нормальный металл. То есть, сами по себе этажерки многоэтажные — достаточно прочные.

Оно, конечно, если Москву тряханет, как в 1978 году, будут обрушения. Но большей частью пострадают не каркасы. Фасады, скажем, попадают . Тоже, конечно, неприятно будет в мороз с голым торсом из стены наружу... Но не смертельно. Жить все будут.

Есть, правда, один интенсивно продвигаемый строительный материал — так называемая нанокраска. Он очень усиленно кем-то продвигается. На самом деле, это крайне примитивная технология. Получается она из угольного шлака на теплоцентралях. Зольный шлак в строительных конструкциях применяется много лет — тот же керамзит это, в общем, то же самое. А тут просто гранулы очень маленькие, и торговцы этим наночудом  говорят, что 1 мм такой краски заменяет 50 мм пенопласта. Но это неправда — теплоизолирующая способность нанокраски примерно на уровне пенопласта. ( На самом деле это изначально ошибка в переводе, так как данный материал имеет американское происхождение. А вот потом начались разводки.) То есть, хочешь теплоизоляцию как от 50 мм пенопласта — нанеси слой краски в 50 мм. А это, конечно, зело  дороговато.

Но у этой технологии есть, кстати, хорошая сфера применения. Нанести 1 мм пенопласта на сложную по форме поверхность очень трудно, а 1 мм этой краски — легко. Например, можно подкрасить задвижку на паропроводе, чтобы люди не обжигались...





- А что можно сказать о качестве современного массового строительства в целом?

- Недостатки нынешних строений как раз общеизвестны. Во-первых, фасадные технологии, которые, мягко говоря, не совсем подходят для нашего климата; во-вторых, стремление к избыточной этажности, вызванное, не в последнюю очередь, сложностями в выделении земельных участков под строительство. Именно это является основным тормозом, потому что, в принципе, многоэтажное строительство по умолчанию дороже, чем среднеэтажное.

То есть мы не говорим, что нужно строить пятиэтажные «субурбаны». Это всё же жилье для бедных. А вот для среднего класса 16 этажей — это разумный предел для современного уровня технологий. Разумный предел, на который и нужно было бы ориентироваться при строительстве. При этом достигается сравнительно взвешенное качество и относительно невысокая цена жилья.

А вот многоэтажки, на данном этапе — это очень дорогая машинерия жизнеобеспечения. И, при этом, вся машинерия не обеспечивает безопасности внутри здания. В 2005 году , горел 25-этажный жилой дом; два этажа выгорели полностью вместе с жильцами, потому что достать пожарники туда не могли. И вот представьте себе, что горит, скажем, небезызвестный «Триумф-палас»!


 

 - Но ведь, наверное, там предусмотрены противопожарные системы!

- Есть замечательный закон: любая сложная противопожарная система,  в случае чего выходит из строя одной из первых. Надежная система — это, грубо говоря, как в 16-этажках с отдельными лестницами. Там, кроме жильцов того этажа, на котором пожар, пострадать теоретически никто не может. Потому что все могут спокойно выйти из квартир и уйти по открытой лестнице куда угодно. На эту лестницу дым попасть в принципе не может. А если сама лестница горит — то и хрен с ней, пусть горит, тем паче что гореть там нечему.

- В «Триумфе» нет противопожарных лестниц?

- Там тоже есть лестницы.  Но в «небоскребах» всё слишком высокое. Например, чтобы подавалась вода, нужно электричество. Если она не подается — нечем тушить пожар. Лифты не работают. А подниматься по лестнице на 35 этаж... Мне неоднократно  доводилось подниматься, и я вам доложу, что в мои 45 лет — при том, что я, в целом, хорошо себя чувствую — я без передышки добегаю до 20-го,  до 40-го боюсь уже не потяну.  А если подниматься будет 60-летний человек или старше?
Он может просто там и остаться если его не вынесут... Вот вам и банальные примеры.

 

Так что эвакуация возможна, фактически, только с вертолетов. Лестница, достающая до 25-го этажа, в Москве одна, да и я с трудом себе представляю, каково вылезать из горящего дома на эту лестницу. Конечно, если сзади припечет, вылезешь как миленький...




- Сейчас даже старые дома подвергаются радикальным ремонтам для повышения энергоэффективности. Насколько это рационально, с вашей точки зрения?

- Теплоэффективность — вещь полезная, но, к сожалению, нужно делать гораздо больше, чем делается. В наших домах старой постройки не предусмотрена приточная вентиляция — СНиП предусматривает «поступление воздуха через неплотности в оконных проемах». Так что вечно щелястые окна имели и вот такой «сакральный» смысл. А когда мы ставим вместо деревянных рам пластик, мы поступление воздуха прекращаем. И, по идее, надо делать приточные клапаны — но что-то я еще ни разу не видел, чтобы их делали.

А утепление стен — вещь полезная. Стыки не вечные, и нет более простого способа решить на 25—30 лет проблему стыков, как просто закрыть их снаружи. Это, конечно, метод довольно затратный, но не мы в нем первые — мы всего лишь копируем немцев, которые в бывшей ГДР массово провели подобную санацию 10-этажных «платтенбау».

 
Продолжение следует.



This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

February 2015

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 10:53 am
Powered by Dreamwidth Studios