mgsupgs: (Default)
[personal profile] mgsupgs

Их тоже усиленно причисляют к Хрущевкам, а зря. Это только схожесть планировок. Да и то не всегда.
Они втрое более долговечны. Они надежны не менее чем кирпичные дома. Болезни первых Хрущевок им несвойственны.
Да и строили их без каких-либо особых изменений почти 50 лет с 1940-го по 1989...
А самое главное я не понимаю патриотов СССР - это исконно наша технология! Не чета платтенбау...


 


 

 

 


В 1939-1941 годах архитекторами Буровым и Блохиным в Москве были созданы три серии крупноблочных домов. Первая - здания на Валовой и Велозаводской улицах, Большой Полянке, Бережковской набережной, где были освоены производство и монтаж домов из крупных блоков. Слегка улучшенная технология применялась во второй серии - на Большой Полянке и Дербеневской набережной. Как и полагается в сказке, настоящего успеха добились на третий раз - при строительстве на Ленинградском проспекте. Здание под номером 27, возведенное перед самой войной, оказалось образцовым (если не сказать - идеальным) по многим показателям. И фактически стала прародителем массового советского крупноблочного строительства.

Надо отметить что в принципе идея крупноблочного строительства витала в то время в воздухе. Во первых на слуху был успешный опыт опыт европейского платтенбау. Но бетон был нужен на строительстве заводов и укрепсооружений, поэтому только объекты длы высшей элиты могли рассчитывать на выделение "фондов". Во вторых весь юг российской империи отродясь строился из местных материалов. Так к примеру Одесские катакомбы - следствие добычи строительного материала - ракушечника, из которого успешно построена вся старая часть города. С другой стороны сдерживающим фактором было отсутствие технологической базы. Подъемные краны приходилось покупать за валюту. Валюту на такую ерунду как жильё, выделяли мягко говоря с неохотой...

В начале 30-х в Питере был построен (И. Нипоркин, И. Чайко, Д.Альперович) жилой дом, из крупных шлакоблоков. Затем группа архитекторов Магнитогорского Горстройпроекта под руководством П. Блохина строит несколько жилых домов по ленинградскому образцу. Блоки в то время были с так называемой трехрядной разрезкой что позволяло монтировать их с помощью примитивных ручных лебедок.

Ранние опыты крупноблочного строительства в Москве относятся к середине 30-х годов. В 1935 был построен первый дом из неофактуренных шлакоблоков на Ольховской ул. (А. Климухин, А. Кучеров). В 38-40 году по проекту А. Климухина была построена больница на Велозаводской ул. Во второй пол. 30-х строятся крупноблочные школы Божедомском переулке, на пр. Мира, на шоссе Энтузиастов. В 1936 г. архитекторы Горстройпроекта (А. Зальцман, П. Блохин, П. Ревякин, К. Соколов и др.) разработали комплекс жилых домов и общественных зданий из офактуренных блоков в районе Богородского в Москве.

Но все эти опыты были с так называемыми черновыми блоками. То есть здание после возведения оштукатуривалось.

В 1936-1937 года Блохин переезжает в Москву и вместе с тогда уже маститым А. Буровым начинает работу по применению неофактуренных крупных блоков без последующей отделки. Всего этот тандем успел за три предвоенных года выпустить три серии крупноблочек. Первая из них практически не отличалась от своих старших собратьев, а вот последня ....

Первая серия

Крупноблочный дом на Большой Полянке, 4. Архитекторы А. Буров, Б. Блохин. 1939.

Фасад. Фрагменты фасада

Большая Полянка 4 ..

 

Валовая ул., 11/19.

 

Велозаводская, 6.

Бережковская набережная, дом 14

Использование крупных блоков позволило значительно ускорить возведение жилого дома. Единственным отличием этих блоков были офактуренные внешние кромки блоков которые и определили слегка тяжеловесное визуальное решение, что впрочем на фоне тогдашнего украшательства смотрелось вполне адекватно. Но размеры бло­ков, к тому же подчеркнутые рустом, нарушали масштабный строй здания, плохо соотносились с размерами оконных и дверных проемов (высота окон равнялась высоте двух камней- трехрядная разрезка)

 

Вторая серия

Уже во второй серии крупноблочек эта ошибка была исправлена. Все те же блоки в заводских условиях раскрашивались под бриллиантовый руст. Размеры блоков при таком решении не выступали на передний план, что позволило создать иллюзию фасада дома, выложенно­го из небольших камней. Но разрезка блоков осталась прежней.

Дербеневская набережная, дом 1/2. 1940г

Б. Полянка, 3. 1940

 

Конструктивное-же решение перекрытий оставалось классическим для того периода.

То есть представляло собою кирпичные столбы в металлической обойме из уголков, и стальные балки.

Само перекрытие было изготовлено из плит ПТ построечного изготовления с заполнителем из битого кирпича.

Здесь кстати представлен дворовый фасад здания на полянке дом 3 . И одна из типичных квартир.

Эта-же квартира во время ремонта.

Следует отметить вполне удовлетворительную сохранность здания и его коммуникаций,

по сравнению с полусталинками того-же периода.



Третья серия.


Крупноблочный дом на Ленинградском проспекте. Архитекторы А Буров Б. Блохин. 1941. Схема разрезки блоков




Однако компромиссное решение с раскрашиванием фасадов не удовлетворило авторов, и они продолжили поиски в направлении дальнейшего укрупнения блоков. Это позволило им сократить число типоразмеров использованных элементов и ускорить процесс сборки зданий. На основе таких укрупненных блоков в 1940 году на Ленинградском проспекте был построен жилой дом, который фактически стал последним шагом по направлению к массовому крупноблочному строительству, так как в нем были применены блоки максимального размера то есть простеночные блоки стали высотою в этаж и остаются таковыми доныне.








































Это была новая для СССР система организации жизненного пространства: дом состоял исключительно из небольших односемейных квартир и развитой общественной инфраструктуры обслуживания. Если бы не война, внутри здания расположились бы кафе-столовая, детский сад и ясли. Идея общественного проживания была заложена на уровне планировки: в доме был только один лифтовый узел и имелись две светлые лестницы, все помещения обслуживающего персонала выходили в вестибюль единственного подъезда, что меж тем облегчало контроль над жильцами.




Внешний вид дома также был абсолютно новым. Торцевые поверхности блоков оформлялись в виде рельефных плит с как бы мраморной облицовкой, что напоминало итальянскую ренессансную архитектуру. Декоративные же лезобетонные решетки со сквозными растительными рельефами по эскизам В. Фаворского, с одной стороны, делали дом похожим на сказочный сад, а с другой - прикрывали лоджии, не давая быту (в виде, например, развешенного белья) выплеснуться на улицу. Орнаментальные панели, несколько напоминающие по рисунку владимиро-суздальские рельефы, подчеркивали конструкцию дома через повтор одинаковых серийных элементов как по горизонтали, так и по вертикали, что демонстрировало индустриальность постройки.
























Здание было сооружено по экспериментальной технологии. Ранее крупноблочные дома возводились только из горизонтально лежащих блоков, как бы из гигантских кирпичей. Результат - несовременный вид и более сотни типов сборных элементов стен. При возведении дома на Ленинградском вместо имитации каменной кладки применялась другая система: наружные стены представляли собой вертикальные простеночные блоки шириной от окна до окна и горизонтальный ряд блоков-перемычек. При отливке блока в бетон на сторону, которая выходила на лицевую поверхность, добавлялся краситель, создававший серовато-голубую муаровую структуру, - это не только красиво, но и практично, так как дом из таких блоков не нуждается ни в какой окраске. И вне всякой конкуренции было высокое качество работы. После проведения теоретической и экспериментальной проверки новая система компоновки блоков в 1955 году была утверждена Госстроем СССР для применения в массовом строительстве, хотя в итоге подобные дома в серию пущены не были: По сравнению с К7 это было неэкономно... Хотя в глубинах улицы Гримау можно встретить крупноблочки с потолками по три метра и ажурными фризовыми блоками...



 

Предыдущие серии:

1. Снос Хрущевок
2.
Эпитафия Хрущевке
3.
Почем Жильё?
4.
Реконструкция Серии II-18
5.
Сериал "Хрущёбы". Выпуск 5.
6.
Хрущевки.Часть 6. Истоки.
7.
Хрущевки и Современники. Часть 7.
8.
Сталинки и хрущевки
9. Хрущевки №9. К7.
10.Хрущевки 10. Изнанка полусталинки.
11.Хрущевки 11. Первые серии.

 



Date: 2009-10-22 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
Занятно. Интересно что они со стыками делают...
Хотя можно конечно заинъецировать. Но дорого...

Date: 2009-10-29 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] noel-paul.livejournal.com
да, последняя серия (дом на Ленинградке) - конечно давл возможность для великолепного воплощения индустриальной жилой архитектуры. дома на Гримао - не идинственный вариант - есть еще дома на ул.Коперника - там тоже ажурный фриз. и еще, конечно, дома при въезде на Комсомольский с метромоста. во всех этих домах 1950ых хорошие планировки, 3х метровые потолки и нормальные внутренние перегородки - кирпичные.

Date: 2012-04-01 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] chaivo.livejournal.com
а Ленинградский проспект, 50 - не та жже серия?

Date: 2009-11-21 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] vasyavasechkin.livejournal.com
а вот это интересно, не знал многих моментов
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] ququ12 referenced to your post from Выпуск 143. Конструктив для Сталинок. (http://mosrealt.livejournal.com/2808073.html) saying: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

Date: 2011-12-15 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] chaivo.livejournal.com
Есть, кстати, БТИ однушки из Ажурного, если интересно или для каких-нибудь целей ))

Date: 2011-12-15 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
Давайте, в ажурном мне бывать по работе не доводилось...

Date: 2011-12-15 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] chaivo.livejournal.com
оке, вечерком отсканю дома. сюда или в личку?

Date: 2011-12-15 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
В личку

Хрущевки. Почти Все Серии.

Date: 2012-03-18 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] nora09 referenced to your post from Хрущевки. Почти Все Серии. (http://nora09.livejournal.com/566708.html) saying: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

Date: 2012-04-01 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] chaivo.livejournal.com
Кстати... а какой тип перекрытий в Ажурном??

Date: 2012-04-01 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
ПТ по металлическим балкам.

Date: 2012-04-01 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] chaivo.livejournal.com
тоесть - железобетонные?
или все-таки смешанные?

Date: 2012-04-01 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
Я лично этот домик не ковырял, Но в предыдущих того-же тандема - было ЖБ.

Date: 2012-04-02 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] chaivo.livejournal.com
А "по металлическим балкам" для БТИ не достаточно, чтобы написать смешанные?

Кстати, о ковыряльщиках - кажется, в одном из постов был рассказ о толковых товарищах, делающих сварные трубы - мне там похоже все подводку воды менять,
а металлопластик и прочую современную фигню в таком доме разводить не хочется -
не поделитесь ли контактами?

Date: 2012-04-02 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
Могли быть через этаж. Тоже проверять надо.

No title

Date: 2012-05-15 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] chaivo сослался на вашу запись «No title (http://chaivo.livejournal.com/183481.html)» в контексте: [...] Основные элементы дома в сборе: (по материалам http://mgsupgs.livejournal.com/188391.html#comments [...]

Настоящие сталинки.

Date: 2012-10-14 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] ququ12 сослался на вашу запись в записи «Настоящие сталинки. (http://ququ12.livejournal.com/93397.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

Настоящие сталинки.

Date: 2012-10-15 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] ququ12 сослался на вашу запись в записи «Настоящие сталинки. (http://soviet-life.livejournal.com/1594791.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

Настоящие сталинки.

Date: 2012-10-15 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] regionzz сослался на вашу запись в записи «Настоящие сталинки. (http://regionzz.livejournal.com/354304.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

Настоящие сталинки.

Date: 2012-10-16 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] fate_80 сослался на вашу запись в записи «Настоящие сталинки. (http://fate-80.livejournal.com/20054.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] ihlmhf сослался на вашу запись в записи «История застройки москвы:"Сталинки" (http://soviet-people.livejournal.com/5066.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] pravdoiskatel77 сослался на вашу запись в записи «История застройки москвы:"Сталинки" (http://pravdoiskatel77.livejournal.com/4105526.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

Сталинская панель.

Date: 2012-12-18 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] xbohdpukc сослался на вашу запись в записи «Сталинская панель. (http://xbohdpukc.livejournal.com/179962.html)» в контексте: [...] А вот крупноблочка это наше все, ей я посвятил несколько отдельных постов [...]

Date: 2012-12-20 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] engnr-kirillov.livejournal.com
Да, здание на Ленинградском действительно шедевр.

А почему технология крупноблочного дома сейчас не используется?
Кажется и практично и ведь можно красиво как делать.

Date: 2012-12-20 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] mgsupgs.livejournal.com
Почему не используется. Используется, только наружные стены из них больше не делают.

Настоящие сталинки.

Date: 2013-03-02 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] era111 сослался на вашу запись в записи «Настоящие сталинки. (http://era111.livejournal.com/4492575.html)» в контексте: [...] 12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки. [...]

February 2015

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 1st, 2025 05:44 am
Powered by Dreamwidth Studios