Вода и соль...
Oct. 21st, 2008 04:52 pm
19 октября 2006 года на шахте калийного рудника №1 ОАО "Уралкалий" (г.Березники Пермского края) после обвала стали отмечать резкое увеличение водопритока в забой. Приток из водоносного горизонта усилился, что было крайне опасно - если насыщение водой цельного пласта соли приведет к превращению ее в некое подобие "ряпы", то при наличии большой системы полостей, образовавшихся при добыче соли, начнется растворение водой породы с возможными последствиями на дневной поверхности.
Сделать в этой ситуации люди уже ничего не могли, и 28 октября 2006 года рудник был закрыт. Процессы растворения и переноса калийной соли в руднике все усиливались, и через 9 месяцев, 28 июля 2007 года, образовался небольшой провал на заводской территории.
Провал рос "стахановскими" темпами, и к лету 2008 года достиг диаметра 350 м. и глубины около 100. Затем процесс замедлился.
В зону разрушения попала не только территория рудника, но и пролегающая рядом железная дорога Чусовская-Соликамск (где лежали рельсы - хорошо видно на снимке). Пассажирские поезда были отменены еще в 2006 году, для грузовых был построен временный обход (виден внизу кадра). Теперь электрички и дальние поезда отправляются с расположенной южнее города станции Березники-сортировочные, куда пассажиров доставляют автобусами.
Осадки грунта ожидаются и около жилых массивов по улице Ленина. Для переселения жителей в срочном порядке возводится новый микрорайон - Усольский.
Примечательно что эта авария - не первая. В 1986 году на руднике №3 произошел аналогичный случай - образование устойчивого сильного водопритока в забой после обрушения породы. Тогда образовался провал похожих размеров, только более вытянутый. Но это произошло за городом, и сейчас жители Березников ездят отдыхать на образовавшееся озеро... (af1461 )
****
Жителям березняков можно сказать повезло, будет у них еще одно озеро, а вот в штате Луизиана, неподалёку от города Новая Иберия (New Iberia), жило-было пресноводное озеро Пенёр площадью около 5 квадратных километров. Совсем неглубокое – 3,3 метра, в среднем. Название озера произошло от французского слова "Peigneur", что означает "гребнечесальщик", но это неважно. А важно то, что произошло рано утром в четверг 21 ноября 1980 года.
В тот день, ничто, как говорится, не предвещало. Установки нефтяников и газовиков, расставленные по всему периметру Пенёр, исправно работали, "поглядывая" на оазис посередине озера — остров с небольшим ботаническим садом, красивым. Здесь же трудилась корпорация братьев Уилсонов (Wilson Brothers Corporation), которую нефтегазовая компания Texaco наняла для бурения тестового колодца №20 (Well No. 20) – это был поиск нефти под дном озера.
Работавшая на платформе команда из пяти бурильщиков вечером 20 ноября столкнулась с проблемами — до глубины в 374 метра удалось "просверлиться" вообще без проблем, а на 375-м бур встал. Вечерняя смена решила дождаться утреннюю, и к 6 часам подтянулись ещё семеро специалистов.
Уже в 6:30 стало ясно, что дела плохи — буровая установка с неприятным шумом начала немного наклоняться. И команда немедленно радировала в офис Texaco в Новой Иберии. Сообщив о проблеме, обе смены оставили платформу и кинулись на берег, благо, он был на расстоянии около 350 метров.
Через пару часов платформа завалилась и затонула. Тем временем вода в Пенёр начала бурлить и, в конечном счёте, сформировался гигантский водоворот. Эта воронка становилась всё больше и больше.
Забегая вперёд, скажем, что её диаметр достигнет 55 метров, и в итоге она "засосёт" две буровые установки, буксир, 11 или 12 барж, док, остров с ботаническим садом, дома, грузовики, тонны грязи, деревьев и бог знает что ещё.
Но это в итоге, мы же вернёмся к началу. В этот самый момент под землёй, точнее, под дном озера, пятьдесят рабочих трудились на солевом руднике компании Diamond Crystal. Они работали в больших тоннелях 30 метров шириной и 24 метра высотой. Потолок поддерживали оставленные для этого на местах соляные столбы.
Первым тревогу забил работавший в шахте электрик Юниус Гэддисон (Junius Gaddison): он услышал громкий странный шум и вскоре обнаружил его источник, который приближался к нему на высокой скорости. Это были две бочки для топлива, бьющиеся друг об друга и несущиеся в потоке грязной воды, которая доходила до колена.
Как выяснится позже, бур братьев Уилсонов пробил дыру на третьем уровне, в соляном своде (или куполе) шахты на глубине около 400 метров! Изначальное 35-сантиметровое отверстие быстро выросло в разы – размыло соль.
Это поняли и в офисе Texaco. Нефтяники связались с армейским инженерным корпусом (U.S. Army Corps of Engineers), который, в свою очередь, передал сообщение о беде в Diamond Crystal, но было поздновато.
К счастью, шахтёры на днях, в минувшую субботу, провели учения по технике безопасности и, таким образом, точно знали, что нужно делать. Не подвели и система оповещения, и аварийное освещение, и спецсредства для эвакуации.
Пока пресная вода стремительно растворяла соль, и падали подпорки сводов, девятерым шахтёрам с третьего уровня удалось быстро подняться на поверхность в стальной клетке.
А вот 41 рабочему с четвёртого уровня, ниже 460 метров, пришлось выбираться на третий по пояс в воде. Потом они были вынуждены спокойно ждать своей очереди, чтобы поехать на медленном лифте, рассчитанном на 8 человек. Но все шахтёры спаслись, правда, они внезапно стали безработными.
Когда в шахте уже никого не было, над ней взметнулся гейзер из воды и породы высотой около 120 метров — вода входила в тоннели быстрее, чем мог выйти воздух.
Далее заметим, что озеро было связано с находящимся в 20 километрах Мексиканским заливом каналом Делькамбр (Delcambre Canal), поэтому когда Пенёр стало пустеть, уровень воды в Делькамбре упал на метр, и вода потекла в обратную сторону. Входящая в "бывшее" озеро вода из Мексиканского залива сформировала 4,5-метровый водопад (кстати, вода снова заполнила кратер за последующие два дня).
Удивительно, но в результате инцидента не было потеряно ни одной человеческой жизни. Серьёзно не пострадали ни бурильщики, ни шахтёры, ни даже пожилой мужчина, вместе с племянником ловивший в Пенёр рыбу — вода уходила настолько быстро, что алюминиевая лодка рыбаков застряла в грязи и не попала в воронку. Единственными жертвами бедствия стали три погибшие собаки.
Конечно же, всё это не могло не закончиться судебными процессами: Diamond Crystal предъявила иск Texaco, та подала ответный, местная община (Live Oak Gardens) решила судиться с обеими компаниями, а одна женщина захотела наказать Texaco и братьев Уилсонов на $1,45 миллиона за ушибленные рёбра и травмированную спину.
В конце концов, Texaco и Wilson Brothers Corporation согласились выплатить $32 миллиона Diamond Crystal и $12,8 миллиона Live Oak Gardens. Стало быть, договорились полюбовно.
Девять из одиннадцати затонувших барж были повторно пущены в дело на поверхности озера. Жизнь постепенно вернулась в нормальное русло, ни экологической, ни экономичной катастрофы не произошло. В этом можно отчасти убедиться на Google Maps.
Впрочем, экосистема озера изменилась до неузнаваемости: пресную воду заменила морская, что сказалось на флоре и фауне — появились "новые" растения, рыбы, исчезли "старые". Кроме того, максимальная глубина Пенёр выросла в 100 раз, до 396 метров...
***
Вот такие вот дела...